Можно ли любить свою родину, будучи христианином? А может ли духовное учебное заведение быть рассадником украинофобии?
Вопросы кажутся риторическими. Но порой в историческом бытии церкви
встречаются такие казусы, через которые пришлось пройти автору этой
статьи, выпускнику одной из семинарий в Украине.
Я родился в Таганроге, вырос в селе в Донецкой области. Учился в
рускоязычной школе. Мой прадед пришел на Донбасс с Волыни, и если в
Шахтерском районе Донецкой области вы встретите фамилию Бойко — скорее
всего это будут мои родственники. И вот, мне интересно, как мне нужно
самоопределяться? — Как «бандеровцу» или как «донецкому»?
В юности я никак не задумывался о Родине. Впервые о т.н. геополитическом выборе я услышал в духовной семинарии (не Киевской — прим. ред.),
где учился 4 года. Все то время, что я учился, постоянно прививали
нелюбовь ко всему украинскому. Как будто смысл учебы состоял в стойкой
прививке от всего, что «не РПЦ». Все европейское объявлялось плохим и
недуховным. Все, что не носило печать «РПЦ» — не одобрялось. Америка
объявлялась империей зла, адом на земле. Везде виделся «жидо-массонский
заговор» и другие страшные страшилки…
Все время говорилось о том, что Украины как страны никогда не было, и
сейчас ее тоже нет, мы ее вроде как терпим сейчас, пока, но скоро,
совсем скоро, мы вернемся на нашу историческую родину, вернее, притащим
эту «родину» сюда.
С нашим детским, семинарским сознанием делали то, о чем говорил 18
марта Путин — лишали исторической памяти. Украинская культура? — о чем
говорите?! Украинской богословской науки — никогда не было! Могилянская
академия — рассадник западной схоластики. Петр Могила — велик только
потому, что дружил с Москвой. И вообще здесь во всех смыслах:
культурном, научном, богословском, социальном, политическом, правовом —
всегда была, повторим отчетливо, дети-семинаристы, «пу-сты-ня». Здесь
был Мордор, пока не пришли «добрые гоблины» и не «принесли свет» в наши
первобытные степи.
Естественно, при таком «воспитании» мозгов ни о какой любви к
Украине, и не могло быть и речи. При этом в чем была главная и самая
подлая спекуляция: если речь о чем-то украинском — ой, ну что вы,
христианство ведь космополитично! Как можно говорить о чем-то
национальном! А если речь о чем-то московском — ну это же все хорошо,
ведь из Московской патриархии может ли быть что плохое?!
Ладно я, из Донецка, но в семинарии училось много ребят из всех
уголков Украины: Тернопольская, Франковская, Львовская области,
Закарпатье — каково им было это слушать? Естественно, все они молчали,
так как что тут скажешь, если передо тобой временщик в рясе, а у него в
руках твоя судьба?
Потом, когда у меня хватило ума самому разобраться, я понял, какие
манипуляции делали с моей картиной мира, как подло издевались над моей
родиной.
И вот, с таким вот багажом жил я себе жил, и вдруг, в какой-то
момент я понял что я — украинец, что моя родина — Украина, что Россия —
последняя страна в мире, куда бы я хотел уехать.
Впервые я засомневался в том, что в Украине «всегда была пустыня под
названием Окраина», как мне внушали в семинарии, когда прочитал книгу
Ивана Огиенко. И потом, если тут никогда не было богословской науки,
почему же образованных епископов царь Петр брал именно отсюда? Еще я
полюбил книги Ивана Нечуй-Левицкого (не Шевченко, заметьте). Много его
читал и понял, что все это культурное богатство не могло возникнуть на
пустом месте. Что врали мне уважаемые священники и маститые протоиереи
преподаватели.
Смысл христианства в любви, а если своей целью духовная семинария
ставит привитие нужных партийных взглядов, основанных на ненависти к
чему-либо, то можно смело сказать: здесь цель — не учеба, а промывание
мозгов…
Если вы не верите ни во что — вы можете поверить во что угодно. Если
вы ненавидите страну, в которой живете, люто презираете все, что
связанно с ее культурой и историей, без разбору записываете в
запрещенный список и мечтаете о Вавилоне, извините, Великой Росии,
которая придет на смену этой ненавистной Украине, то вы точно также
будете ненавидеть свою «новую» родину. Привычка…
По материалам Александр Бойко, «КИЕВСКАЯ РУСЬ», Портал-Credo.ru.
Немає коментарів :
Дописати коментар